Сдано в публикацию: Головин В.Ф. Вестник восстановительной медицины, М., 2012.
В.Ф.
Головин, канд.
техн. наук,
Московский Государственный
Индустриальный Университет
Гармонизация обучения и здоровья
Цель статьи – показать необходимость разрабатывать учебные планы и расписания занятий, рассчитывать нагрузку преподавателей, учитывая необходимость и возможности психологической разгрузки и физической релаксации и мобилизации в центрах здоровья, оснащённых интеллектуальными системами, в том числе диагностическими и робототехническими.
Обучение – это труд, как для студентов, так и для преподавателей с потерями энергии, утомлением, выгоранием, такой же, как работа на конвейере, когда требуется восстановление сил.
Как с учётом этого рассчитывать трудоёмкость учебных занятий, составлять учебные планы, планировать нагрузку дневную и на год, избегая перегрузки как студентов, так и преподавателей, сколько должно быть часов занятий и какое чередование учёбы с отдыхом?
На заводе можно оценить стоимость изготовления детали, время на её изготовление и исходя из этого оценить трудоёмкость и зарплату рабочего. В КБ сложнее, в НИИ и АН ещё сложнее, так как нужно учитывать творческую компоненту деятельности. Творческая компонента должна быть решающей в учебном процессе как для студентов так и для преподавателей [1]. Преподаватель получает удовлетворение, а следовательно порцию здоровья, если его методика преподавания содержит творчество. Если говорить о творческом обучении, то здоровье характеризуется не только физиологическими показателями, но и душевными и духовными компонентами [2].
Повышенная интенсивность нагрузки может влиять на здоровье двояко: истощать здоровье, когда преподаватель выгорает или закалять, когда организм адаптируется. Существует множество определений понятия здоровья. Устав Всемирной организации здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недуга». Академик А.Н. Разумов, создатель концепции «здоровье здоровых», определяет здоровье как адаптационную способность организма к изменениям окружающей среды [3]. Состояние здоровья должно быть характерным для студентов и преподавателей, а потому медицина университетов должна быть в большей степени профилактической.
Рис.
1. Николай Иванович Пирогов
«Будущее принадлежит медицине
предохранительной.
Эта наука, идя рука об руку с лечебной,
принесёт несомненную пользу
человечеству».
Рис.
2. Иван Петрович Пирогов
«Профилактическая медицина
достигает
своих социальных целей только
в случае
перехода от медицины
патологии к
медицине здоровья здоровых».
Умственная и физическая нагрузка должны быть индивидуальными для каждого и реакция организма должна контролироваться не только субъективными ощущениями, а объективно с привлечением технических средств.
Существуют экстремальные методики потогенного нагружения, например, Фордовский конвейер. Известна система интенсивного информатизированного обучения [4], нацеленная на конечный результат — овладение заданным объёмом знаний. Это автоматизированная система и не только за счёт использования компьютера, но за счёт постоянного контроля и реакции на этот контроль. Это — система для обучения военных, космонавтов, диспетчеров, когда основной мотивацией является ответственность. Многие педагоги дают ценнейшие предложения и методики по совершенствованию системы образования, по повышению качества обучения, по существу не считаясь с психофизиологическими ограничениями, как студентов так и преподавателей [5,6].
Жизнеобеспечение человека требует адекватного питания, дыхания, движения и гармонического сочетания физической деятельности и творческой умственной. Творчество должно наполнять любую деятельность, в том числе и физическую. Только творчество, мотивированное в первую очередь природной любознательностью, позволит каждому человеку выбрать индивидуальную программу гармонического сочетания умственной и двигательной активности. Регулирующую функцию гармонизации должна выполнять обратная связь, которая в процессе обучения будет снижать или увеличивать объём изучаемой информации, или повышать эффективность усвоения, в том числе, оптимизируя отдых [7].
Двигательная деятельность как в процессе работы так и отдыха может быть в виде активных (немеханизированная работа, спорт, ЛФК) или пассивных движений (ПИР, пассивные движения конечностей, массаж).
Оздоровительная гимнастика на предприятиях, забытая с советских времён, в форме, свойственной сегодняшнему дню, может стать одним из вариантов войны с гиподинамией [8].
Рис.
3. Оздоровительная гимнастика в СССР
А,
может быть, российские университеты приблизятся к культуре Китая.
Рис.
4. Гимнастика Китая
Гиподинамия, свойственная человеку сегодняшнего дня, может быть компенсирована привлечением средств развиваемых интеллектуальных систем, в том числе робототехники [9], которая может быть партнёром пациента в движениях, тренажёром, выполнять разнообразный массаж и движения конечностей в суставах [www.medicalrobot.narod.ru]. Эти средства могут быть размещены не только в квартирах, фитнес центрах, но и в комнатах релаксации и психологической разгрузки студентов и преподавателей университетов.
Положительный опыт таких комнат известен в ряде университетов на Западе и в России, например, в психолого-педагогическом центре Московского государственного строительного университета [www.ppc@mgsu.ru].
В Московском государственном индустриальном университете разработан проект “Создание центра здоровья МГИУ” [medicalrobot.narod.ru]. Целями проекта являются: сохранение и повышение резервов здоровья и работоспособности преподавателей, сотрудников и студентов, повышение качества обучения, внедрение в философию здорового образа жизни. Для реализации целей проекта предусмотрено решение следующих задач:
- информирование о средствах и возможностях здорового образа жизни в университете, поощрение тех, кто ведёт здоровый образ жизни;
- информирование студентов и преподавателей МГИУ о состоянии их здоровья, о реализации антиникотиновой, антиалкогольной, антинаркотической программ;
- создание комнат центра здоровья, оснащённых новейшим оборудованием, внедрение инноваций оздоровления;
- разработка средств и методик систематического оздоровления преподавателей и студентов с учётом их гиподинамии;
- озеленение МГИУ.
Развитие идей коллективного здорового образа жизни является и актуальным, и будущим не только университетов, но любых организаций.
Список литературы
1. Зиновкина М.М. Педагогическое творчество, М.: МГИУ, 2008
2. Лищук В.А. Стратегия духовности, М.: Научный мир, 2007
3. Разумов А.Н. Адаптационные
возможности организма, М.: Медицина, 2011
4. Золотарёв А.А.
Теория и методика систем интенсивного информатизированного
обучения, М.: МГИУ, 2009
5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М.:
Педагогика, 1981
6. Авдеев Н.Ф.
Высшая школа в условиях глобализации, М.: МГИУ, 2011
7. Головин В.Ф.,
Архипов М.В., Журавлёв В.В. Проблемы развития робототехники в восстановительной
медицине, М.: Мехатроника, автоматизация,управление,
№10, 2009
8. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М.: Флинта; “Retorica-A”, 1999
9. Головин В.Ф., Архипов М.В., Журавлёв В.В. Робототехника в восстановительной медицине. Роботы для механотерапии. LAP LAMBERT Academic Publishing, GmbH & Co. KG, 2012. 280 c.
|